Короткие публикации

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВИНА

Ответственность часто ассоциируется с виной, тяжестью, с наказанием. Это закладывается с детства, когда родители ругали за каждый проступок. При этом, не учили логике и анализу своих действий.

Ответственность подразумевают мышление ответами. Ответственность — это способ мыслить и анализировать причинно-следственные связи между нашими действиями и их последствиями.

Но как привить это аналитическое мышление и логику ребёнку?

Это сложно. Требует времени и терпения. И развитого мышления у взрослого.

Проще нагрузить ребенка чувством вины: «Ты меня расстраиваешь! Ты меня позоришь! Накажу тебя, так нельзя, ты «плохой»!» Вина очень быстро внедряется в сознание ребёнка. Она становится рычагом для управления его поведением.

В детстве, в момент оплошности ребенка, перед взрослыми встает выбор – развить у него вину или ответственность. Простой пример как это работает: ребенок поставил кружку с водой на край стола, случайно задел и разбил ее.

Первый вариант — отругать ребенка: «Ты неловкий. Сколько раз тебе говорить, будь аккуратнее, не маши руками на кухне! Из-за тебя покупать чашку. Сколько можно всё портить? Как можно быть таким бестолковым?…» и так далее.

Здесь ставка на формирование вины. Посыл, который ребенок усваивает: «Я плохой. Неправильный. Я всё делаю не так! Я должен чувствовать себя виноватым!»

Второй вариант — помочь ребенку увидеть как он это сделал и исправить последствия: «Вот, посмотри — если ставить кружку на край стола, то ее можно задеть и уронить. Как это получилось у тебя. Кружка упала на пол и разбилась. И теперь у нас нет красивой и удобной кружки. Кружку мы не вернем, но надо убрать острые осколки, иначе мы можем наступить на них и порезаться. И вытереть пол от воды. Давай вместе аккуратно соберем осколки, и я покажу как вытереть пол насухо. А ты это сделаешь.»

Понимаете разницу?

В первом случае – воздействие идет на эмоции. Фокус внимания на ошибке. Цель – наказать, обвинить, запугать ребёнка. Слить на него свое недовольство произошедшим. Заставить его «страдать» и чувствовать себя плохим. При этом нет ни слова про решение ситуации и выводы.

Так формируется страх наказания, который потом станет чувством вины.

Во втором случае – фокус внимания на факте случившегося, анализе и поиске решения. Цель – обучение, развитие логики, правильных действий и умения делать выводы на будущее. Умение исправлять последствия своих действий.

Ответственность – это ответ на вопрос «Как я пришел к своему результату?» И ключевое – что я буду с этим делать. И не важно, о каком результате идет речь. Вы всегда можете проанализировать свой путь, взять на себя ответственность и начать действовать по-другому.

Вина – это внутреннее состояние, которое вы испытываете и уже этим себя наказываете. И можно даже больше ничего не делать – вам и так плохо, вы себя наказали, вы молодец. Этим вы как бы искупаете вину.

Ответственность – это не чувство. Это мышление и логика.

А что тогда за чувство на самом деле, которое люди называют «чувством ответственности»?