Посты из соц.сетей

ОТНОШЕНИЕ К ОШИБКАМ И ДЕТИ

В продолжение предыдущего поста.

Отношение к ошибкам закладывается с детства на основании родительского подхода к этому вопросу и тех выводов, которые маленький человек делает после своей ошибки.

Если это не только анализ и разбор фактов, а еще и эмоции со стороны родителей, то это переходит у ребенка в плоскость оценки себя как личности.

Добавляется приписывание себе разных качеств — я плохой, я не достаточно хорош, я не совершенный, я должен был всё предусмотреть.
Зарождается страх и тревожность.

Подгружаются дополнительные эмоциональные реакции и начинает управлять не здравый смысл, а страх. Страх ошибиться. Искажающий ситуацию и отношение к себе.

Плюс появляется искажение, что другие люди видят мои ошибки, оценивают меня и думают, что я неправильный.
Нарастает внутренняя накрутка, что другие люди обо мне плохого мнения, начиная с самых близких.

Именно это вызывает напряжение, стресс и приводит к еще большему количеству ошибок, сомнениям, трусости и страху делать выбор в последующей жизни.
Вырастают тревожные отличники.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Например.
Ваш ребёнок получил двойку за знание конкретного предмета.
Не надо говорить ему, что он тупой и элементарных вещей понять не может.
Не надо сравнивать его с другими детьми, у кого оценки лучше.
Не надо делать глобального обобщения на будущее — раз ты не можешь решить эту задачу, значит будешь дворником работать.

Важно отсекать глобальные обобщения и прогнозы на основе какого-то конкретного случая.
Важно научить ребёнка делать анализ по конкретной ситуации и брать ответственность за результат.

Нужно разделять отношение к конкретному действию от отношения к личности ребенка.

Важно уметь слушать мнение ребенка о ситуации и выделять своё время на то, чтобы разбирать как это произошло — по невнимательности, от нехватки знаний, от сложности предмета, от отсутствия интереса к предмету, от непрофессионализма учителя или от неспособности концентрироваться и долго удерживать внимание на чём-то одном. Все эти причины по-разному решаются.

Для этого нужен контакт с ребенком и доверительное общение.
Если ребенок трясётся, что его дома ругать будут, то он точно не признается вам, что был невнимателен или недостаточно изучил предмет, скорее будет учиться врать и сваливать на учительницу, которая этого не задавала или не дала ему достаточно времени на ответ или еще что-то.

Пусть ребенок не боится делать ошибки, не боится их исправлять, учится принимать решения и брать на себя ответственность.
Не ассоциирует себя с образом неудачника и не делает выводы о себе и своей личности на основании отдельных эпизодов.

В школе внимание заточено на оценки.
Когда вы и дома внимание ребенка замыкаете на оценках и еще окрашиваете это эмоциями, то это создаёт зависимость от внешних оценок и боязнь ошибиться, нервозное стремление всегда всё делать правильно, проблемы с самооценкой.

Правильное отношение к ошибкам формирует смелость, решительность, ответственность, умение делать выбор и разбираться с последствиями, исследовать, экспериментировать, пробовать новое и развиваться.
Это важный элемент формирования здоровой психики.