Самые важные навыки для ресурсной жизни

-Без каких навыков бывает сложно в жизни? Какие навыки самые важные для счастливой жизни?

Первое, самое важное – это навык понимать и осознавать себя. Это дает навык самонаблюдения. Что происходит со мной, от чего мне лучшеет, от чего хужеет, как реагирует тело на те или иные события, действия или взаимодействия с другими людьми и в ситуациях.

– Почему он у нас не развит?

– Большая часть внимания или оценка происходящих событий у нас происходит через некое ситуативное понимание. Т.е. больше через мысли. Если задать вопрос, что в течении дня происходило, то человек описывает какие-то картинки как фотографии, как какие-то слайды: я встретился с кем-то, пошел туда, сделал это, поехал сюда. Но редко у кого в описании дня или ситуации, или сложных событий будет следующее: после этих действий я ощутил себя гораздо хуже, потом у меня мышление схлопнулось, и в голове стала долбиться одна и та же мысль, которую я крутил и не слышал собеседника и не понимал вообще, что происходит, чувствовал в этот момент ком в горле и напряжение в груди. Мало кто описывает события своего дня через внутреннее, через механизм самоосознования. И вряд ли у людей не тренированных, специально не развивающих этот навык будет прослеживаться закономерности, что, например, эта ситуация не является уникальной, а уже много-много раз повторялась с другими людьми, немножко в других условиях, но реакции и состояние похожие, они механистичны как некий шаблон или программа, как внутренний сценарий. И всегда можно предположить то, чем это всё закончится.

– Чем?

Это же некий набор автоматизмов. Уже по аналогии п рошлыми подобными ситуациями можно примерно предположить как психика отреагирует, какие решения как будто бы спонтанно возникнут и к какому результату человек придёт.

– Можете привести пример как это работает? Просто для наглядности.

– Да, могу, в общих чертах. Пример моей клиентки Марины, 40 лет, работает руководителем отдела в крупной компании.

В компании была сложная ситуация и Марине нужно было сделать отчет к собранию директоров о деятельности своей команды, своих подчинённых, защитить их решения.  В компании принято поддавливать и критиковать достаточно жестко. У Марины перед выступлением в голове картинка, что ее будут оценивать, что она что-то сделает или скажет не так, неправильно, из-за этого у нее появляется избыточное волнение и она будет защищаться там, где не нужно защищаться. Она не осознает, что это уже с ней где-то было. Это было на ее предыдущей работе в другой компании. А сами ощущения и реакции имеют историческую отсылку к студенческим годам и к детству, когда ей нужно было что-то сказать, но условия были с повышенной критичностью к ней, ей не давали права ошибиться. Если не отдавать этому отчета, то реакция и оценка происходящей ситуации будет достаточно шаблонной, узкой и не всегда адекватной ситуации.

– А если у неё есть нужные навыки?

– Когда появился навык самонаблюдения, Марина начала отслеживать, что у нее уже от мысли о совещании запускается некое волнение и что где-то она уже это всё проходила и чувствовала. Привычка наблюдать за собой позволила взять свое волнение под определённый контроль. Ей стало очевидно, что каждая ситуация не уникальна и она не про этих людей.  Когда мы что-то отслеживаем в себе, понимаем, с чем это связано, это становится управляемым. И как правило, уровень волнения при этом спадает. Так как Марине раньше было очень важно во время своего выступления и взаимодействия в коллективе не показывать, что она волнуется, очень много ее сил уходило на самоконтроль и маскировку своих переживаний. И она упускала из внимания много факторов, которые позволили бы ей решать вопросы эффективнее. Она начала наблюдать как сама запускает внутри у себя процесс волнения, напряжения и это позволило ей перейти к следующему навыку – умению привести себя в порядок изнутри, стабилизироваться перед любой важной встречей или задачей. Она стала заранее успокаиваться, что позволило ей лучше готовиться, меньше волноваться по поводу будущей встречи, не быть такой сухой и деревянной на встрече. И тем самым – лучше воспринимать информацию, опираясь на свою уверенную позицию и не реагировать так остро и болезненно на критику в свою сторону. Решать фактическую задачу, а не эмоционировать, не разводиться на вину и самобичевание. После нескольких раз, у Марины отпали прежние реакции и она перестала излишне накручивать себя перед встречами.

– Какие ещё навыки нужны для самостоятельной работы с собой?

– Я бы назвал это навыком эмоциональной грамотности. Это понимание своих состояний, чувств и эмоций. Понимание природы эмоций. Этому нигде не учат, а жаль. Это, возможно, самая полезная теория. Очень много взаимосвязей можно узнать и переложить на себя, свои эмоции. Это важно для практического применения в жизни. Не понимая, для чего какая эмоция предназначена, какая у нее функция – невозможно собой управлять. Когда тебя “колбасит”, а ты не понимаешь, почему это так запустилось и что с этим делать. Не можешь направить энергию эмоций в верное русло, теряешь силу.

– И следующий навык?

– Дальше – умение работать со своими эмоциями, приводить своё эмоциональное состояние во внутренний ресурс. Я частично уже про это сказал выше. Уметь взаимодействовать со своими эмоциями, настраивать себя на нужный лад. И если происходит какое-то отклонение, волнение или какое-то эмоциональное шатание, расколбас, нужно уметь с этим что-то делать самому. Большинство людей, не понимая природу своих эмоций, чувств и переживаний, пытаются отвлечься от них, подавить и загнать внутрь, и они внутри продолжают жить не подконтрольно. И как партизаны начинают рулить и управлять состояниями, фокусом внимания, реакциями. Отношением к тем или иным событиям в жизни и к людям. Либо проявляют, срываются в ситуациях, где это неадекватно, не к месту – не там и не на тех, на кого скопился эмоциональный заряд.

– Отлично. А можно еще пример.

– Да, есть Пётр 43 года, профессионал своего дела, ведёт себя правильно – то есть старается достойно себя вести, но многие вещи ему не нравятся: не нравятся какие-то моменты дома с женой. Но ругаться или злиться Петр себе не разрешает. Естестественно, появляется раздражение, которое он начинает в себе давить. Оно накапливается. Вот он с этим раздражением приходит на работу, где назначена важная встреча и которая прошла под этим соусом раздражения. Это помешало ему хорошо провести встречу.  И это еще больше усилило раздражение. Оно никуда не делось, но Петр не умеет с этим раздражением что-то делать. Вечером он сел за руль и на дороге его подрезали и это дало возможность немного стравить свое раздражение. Поругав дураков на дорогах, пробки, в ещё более накрученном состоянии он приходит домой. А там снова то, что ему не нравилось ещё вчера, но он по-прежнему задавливает это в себе, это опять копится.

– И к чему это приводит в итоге?

– Повышение давления, конфликты в других областях и с другими людьми, потому что недовольство куда-то нужно стравливать. Конфликты на работе и там, где их не должно быть по идее, потому что ситуация больше про внутреннее состояние, которое не удаётся отрегулировать. Ухудшается атмосфера в семье, потому что иногда Петр срывается на своих близких и винит себя за то, что не умеет себя контролировать, возникают плохие мысли про самого себя. Замкнутый круг.

– А на теле как это отражается?

–  Это может приводить к повышению давления, как я уже сказал, потому что эмоция раздражения – это подавленная злость. А злость – это та сила, которая позволяет нам преодолевать препятствия. Она для этого нам и дана. Мобилизация, прилив сил, когда сердце начинает интенсивно прокачивать кровь, готовит мышцы к борьбе. А так как никакой физической борьбы нет, а Петр не занимался каким-то видом спорта, который позволил бы через моторику, через физику пережечь часть вот этого, телесно отработать, то у него это стало накапливаться и привело к гипертонии. Ну, или к вопросам с сердцем, потому что это повышенная нагрузка на сердце и сосуды. Это такой постоянный стресс, когда я что-то делаю не так, всех обвиняю. Это автоматически заставляет человека тоже себя винить в том, что он может что-то не так делает, раз всё не ладится. Потому что не бывает однонаправленного обвинения, когда винит других, он где-то винит себя. А так как завершение этого не приходит, вот этот очаг раздражения всё время горит и ищет просто поводы.

Приводит к заболеваниям печени, к аутоимунным заболеваниям. В зависимости от специфики человека и направленности реакции – внутрь или наружу: я плохой или все вокруг плохие.

–  А если бы он смог осознавать свои эмоции, как бы изменил свою жизнь?

– Способность осознавать – это первый навык, а второй навык – уметь с этими эмоциями что-то делать. Он бы сумел завершить своё состояние как шаблон реагирования на подобные ситуации. И у него не возникало бы раздражения. Научился бы решать вопросы, которые ему не нравятся, в более конструктивной форме. Прямо и на месте. Понимал бы, какая его реакция к какой ситуации относится.

– Он смог бы сказать жене – “мне это не нравится – давай поговорим”?

– Да, обсудить, найти решения, либо понять, что вот это измениться не может и просто завершил бы свою реакцию. Просто не было бы этой реакции. Соответственно, ситуации бы разворачивалась более естественно и спокойно, и не было бы постоянных одних и тех же поводов для ухудшения здоровья, накручивания и нагнетения атмосферы как в семье, так и на работе.

– Хорошо. Ещё какие-то навыки есть?

– Я считаю, что очень важный навык осознавать свои мыслительные процессы.  То есть это не про интеллектуальную развитость и начитанность. Мы живем в информационном пространстве, все учились, много что слышали, знаем, а умения наблюдать за своим способом принятия решения, на который и эмоции влияют – у нас нет. Больше всего важно мышление про самого себя и про оценку действий и поступков, как своих, так и своего окружения. Потому что там достаточно всё шаблонно. В этих шаблонах содержится достаточно большое количество логических ошибок. Их надо устранять.

– А можно все эти навыки свести к одному большому навыку –  осознанности? Просто осознанности к своим установкам, своим чувствам и действиям.

– НЕТ. Одной осознанности недостаточно. Потому что за время своей жизни мы накапливаем достаточно большое количество непрожитых реакций, состояний и автоматизмов реагирования. Необходим навык проживания как эмоций, так и понимания этих ситуаций. Одного понимания или осознания, что вот идёт какая-то реакция, она не совсем адекватная, она не объективна в этой ситуации, недостаточно. Потому что в этих в этих ситуациях всегда есть эмоциональный заряд. Нужно умение этот эмоциональный заряд прожить, прочувствовать как эмоцию, как состояние, которое ситуацию сопровождает. Понимания недостаточно, чтобы завершить и изменить свои реакции и свои побуждения. И действия, которые подталкивают себя определенным способом себя вести. Как недостаточно и только навыка проживания без осмысления и анализа. И принятия решений на изменение своих реакций, моделей поведения.

– Понял. Тогда последний вопрос – как эти навыки осознанности проживания нарабатывать? Как научиться?

– Прежде всего – научиться контролировать своё внимание. То есть обращать внимание на то, что вы в той или иной ситуации ощущаете, чувствуете и как это проявляется в теле. Уметь дифференцировать свои ощущения, состояния. Уметь наблюдать за ними и позволять себе их чувствовать. Это дает как раз понимание себя, понимание от чего вам лучше и от чего хуже. И научиться наблюдать за своими мыслями. Не вестись на них, а отдавать себе отчет, что это просто мысли, которые приходят и уходят, не цепляться за них. Отличать свои надумки от фактов.

–  Да, а проживание?

– Навык проживания всем хорошо знаком с детства. Это естественный механизм – чувствуешь что-то, позволь этому через тебя пройти, прочувствуй это. В детстве можно было рыдать, плакать, кричать. Во взрослом возрасте у нас уровень сознания выше, мы можем брать силу из своих эмоций, состояний, можем наблюдать за своими ощущениями и мыслями. Не подавлять, не реагировать, а просвечивать своим вниманием все свои ощущения в теле, всё, что запускается внутри.

Наблюдая где, в какой части тела, как отзывается то или иное состояние, та или иная эмоция, тот или иной дискомфорт. Наблюдая за собой, не пытайтесь это убрать, как-то изжить из себя. Просто спокойно наблюдайте за этим. Такого внимания бывает часто достаточно, чтобы эти ощущения растворились и завершились. Потому что любые ощущения – это всегда сигнал на то, чтобы обратить на них внимание. Для того, чтобы лучше ориентироваться в ситуации: где нам лучше, где хуже. Где опасно, где – нет. Это природный механизм. Не понимая себя, не будучи внимательным к себе, вы как водитель авто, который не знает функции своего автомобиля, не знает мощности, не понимает где тормоз, а где газ.

Начните тренировать навык наблюдения за собой – что вы чувствуете и что думаете в каждый момент времени. Начните вести дневник и записывайте свои наблюдения. Это  уже многое вам даст.

Меню
Вы не можете скопировать содержимое этой страницы